Главная Марафон!
23.01.2017

Марина Клингенберг: «Спровоцировать движение мысли и новый сюжет способна любая мелочь – главное, не упустить ее»Статья

 Егор Козлов

Всех нас посещают интересные, а подчас и крайне необычные идеи. Посещают… и чаще всего так и остаются на дальней полке сознания, покрываясь пылью прошлого и вовсе выпадая из памяти. Однако находятся среди нас и те, кто непременно возьмётся за их реализацию. Сегодня речь пойдёт о талантливом молодом писателе, для которого литературное творчество – единственный доступный способ рассказать придуманные истории. А их у неё много!

Родом из Мурманска, Марина Клингенберг как нельзя лучше умеет работать с необычными и захватывающими сюжетами. Её творчество – мозаика стилей, в которых одновременно с мистицизмом и магией тесно соседствуют глубокие психологические и духовные размышления. И некоторые из них формировались в мировоззрении автора далеко не один год…

«Мне всегда нравилось придумывать истории и пересказывать их снова и снова, — делится своим опытом Марина. – Я рассказывала одни и те же эпопеи в течение нескольких лет. Помнила все имена, сюжетные повороты и так далее. Но когда, лет в шестнадцать, после долгого перерыва собралась в очередной раз рассказать одну из историй, с ужасом поняла, что почти все забыла. Пришлось смириться с тем, что на память полагаться нельзя. С тех пор я решила все записывать. Первое произведение я написала в семнадцать лет, и оно получилось непомерно большим. Сейчас я занимаюсь его редактурой, планирую разбить его на три книги».

 

Своё вдохновение Марина черпает буквально отовсюду: из окружающего мира, будь то суровая действительность Мурманска или таинственность Петербурга, фильмов, картин, книг (незабвенный Харуки Мураками сыграл здесь далеко не последнюю роль) и музыки. Последнее особенно важно – именно музыка, по словам автора, создаёт для её работы необходимую атмосферу, в которой разум освобождается от сдерживающих цепей и творит в ощущении полнейшей свободы. Однако не стоит забывать, что настрой – далеко не всё, что нужно писателю. Сами идеи тоже не возникают из ниоткуда, и Марина охотно рассказывает об их появлении на примере своего нового романа «Insomnia, или поиски Механической Вороны»:


«Одно время я очень часто ездила на поездах, и чего там только не повидала – и во сне, и наяву. В очередной такой поездке, убаюканная покачиванием вагона, я проснулась среди ночи, и в полусне мне пригрезилось, как дверь в купе открывается, и заглядывает такой вот Муфлон. Все утро я поражалась этому абсурдному сну и в какой-то момент поймала себя на мысли, что думаю не о том, почему мне вдруг пригрезилось подобное, а что такое существо вообще могло забыть в поезде. Сначала меня это насмешило, но потом я подумала, что было бы интересно создать персонажа с такой особенностью мышления – принимать все, что видится и представляется, за существующее. Позже эта способность отошла Проволоке. В эту же историю логичным образом попал и Муфлон».

 

Поклонников творчества Марины Клингенберг, конечно же, интересует не только Муфлон, но также и Механическая Ворона – не слишком важный для мироздания элемент, но крайне необходимый для ключевого лица всего повествования:

 

«Появление Механической Вороны тоже довольно откровенно рассказано в тексте. Я ночевала у друзей, и в квартире постоянно что-то шуршало, скрежетало, ухало. Впрочем, там жила кошка, да и слышимость была хорошая. Но тогда у меня начались проблемы со сном, и я от нечего делать прислушивалась к этим звукам и пыталась представить, что бы могло их издавать. Так сказать, позволила фантазии ни в чем себе не отказывать. И представилась Механическая Ворона».


Кроме «Поисков Механической Вороны» у автора имеются и другие работы: так, заслужившая признание поклонников серия приключенческого фэнтези «Стражи Рассвета» повествует о мире, разделенном на вечный день и вечную ночь, идея создания которого появилась благодаря полярным дням и ночам в Мурманске. В данный момент Марина не планирует работать над продолжением истории Проволоки и Механической Вороны, однако признаётся, что вряд ли что-то помешает ей поведать что-нибудь новое об этом мире в будущих книгах, никак не связанных с сюжетными линиями «Инсомнии».

 

«Идей довольно много, и среди них есть довольно оригинальные и – хочется верить – интересные. Так что в ближайшее десятилетие – минимум! – отдыха у меня не предвидится», — смело заявляет автор.

 

Не стоит забывать, что за таинственностью и потусторонним сюрреализмом – а именно их заметит читатель в первую очередь – «Бессонница» Марины Клингенберг скрывает в себе и по-настоящему серьёзные психологические и социальные посылы. Одновременно с потоком идей, возникающих и абсорбирующихся в образах Муфлона, Механической Вороны и прочих мистических созданиях, автор рассуждает о структуре человеческой личности, рассматривает мотивации наших поступков и, что немаловажно, делает свои выводы, которые волей-неволей заставляют задуматься. Даже тех, кто уже давно определился со своими взглядами на окружающий мир.

 

«Образы взяты из жизни, — признаётся Марина. – Сразу после школы я уехала из дома и слонялась чуть ли не по всей России. На этом пути мне встретились и Эгоисты, и Благодетели, а чувствовала я себя Проволокой – никак не могла определиться, какой жизненный путь выбрать. Меня интересовали совершенно противоположные вещи и настроения, кидало от одного к другому. Многие пытались согнуть меня по-своему, по крайней мере, так это ощущалось тогда. Так родился образ Проволоки и ее представление о человечестве».

 

Как известно, работа профессионала своего дела не останавливается всего лишь на идеях и рассуждениях. Их необходимо грамотно оформить в сюжет, да и подать его таким образом, чтобы другие смогли понять и осмыслить прочитанное. В данном случае Марина также старается не забывать о своих читателях: днями и неделями формирует в голове чёткое представление о сюжете, героях и их действиях, собирает отдельные элементы в единую картину, а иной раз и составляет масштабные планы – зная, что в первую очередь пишет именно для других, а потом уже для себя.

 

«Главное в работе писателя, — рассказывает Марина Клингенберг, — упорство, честность с самим собой и здравый подход к делу. Не щадить сил и полностью отдавать себя работе. Не изменять себе и не писать о том, что не вызывает никакого отклика. Не браться за книгу только потому, что хочется написать какую-то абстрактную книгу».

 

«Главное – успеть написать всё, что задумалось!»

Именно с таким подходом Марина садится за очередную историю, явственно понимая, что с каждым годом время всё дальше уносит нас от «пункта отбытия». И конечно, немаловажной для писателя всегда оставалась и остаётся поддержка близких и любимых людей. Марина признаётся, что отчасти обязана своими успехами им – людям, однажды вовремя протянувшим ей руку помощи. Ну а тем же, кто в данный момент этой поддержки лишён, или даже узнал в главном герое «Инсомнии» себя, она оставила несколько слов на прощание:

 

«Тем, кто увидит себя в Проволоке, я посоветую найти в себе силы не отчаиваться и быть разумным. Не стоит увлекаться видениями, а если вас вдруг одолела хроническая бессонница – к этому стоит отнестись очень серьезно. И, главное, помните: люди никогда не бывают одни. В мире обязательно есть кто-то, похожий на вас – однажды вы встретитесь, и он поймет и разделит с вами ваши тревоги».